Уход за больными, перенесшими инсульт

Острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) являются важнейшей медико-социальной проблемой. Заболеваемость инсультом составляет 2,5-3 случая на 1 тыс. населения в год. Примерно в одной трети случаев инсульт приводит к летальному исходу. Приблизительно половина тех, кто выжил, стойко утрачивает трудоспособность. Лишь 20% лиц, перенесших инсульт, возвращаются к труду, при этом одна треть всех заболевших – люди работоспособного возраста.

Необходимость обучения пациентов с ОНМК и их родственников

Во время стационарного лечения пациента, перенесшего инсульт, его реабилитация только начинается: функциональные и психологические улучшения у больных с ОНМК могут наступить в течение нескольких ме- сяцев после выписки. Прекращение оказания специализированной по- мощи часто приводит к ухудшению физических возможностей и психоло- гического состояния пациента и его семьи. Идеальное решение пробле- мы – перевод больного из стационара в нейрореабилитационное отделе- ние [2]. Однако таких отделений в нашей стране недостаточно, и, как правило, после получения необходимого лечения больные отправляются домой. Близкие пациентов, перенесших инсульт, зачастую имеют низкий уровень знаний об уходе за тяжелобольными, поэтому целесообразно их обучение медицинскими работниками в специальных школах здоровья.

В настоящее время в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н “Об ут- верждении Номенклатуры медицинских услуг”, представлены следующие школы [3]:

  • для беременных;
  • для пациентов с сахарным диабетом;
  • для пациентов, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией);
  • для больных с артериальной гипертензией;
  • для больных с сердечной недостаточностью;
  • для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе;
  • для больных с бронхиальной астмой;
  • для больных с заболеваниями суставов и позвоночника;
  • для пациентов с трансплантированным органом;
  • для эндокринологических пациентов с нарушениями роста;
  • школа психологической профилактики для пациентов и родственников.

Таким образом, в названном документе нет отдельной школы для пере- несших инсульт пациентов и их родственников. Вместе с тем, в ней ука- зана такая медицинская услуга, как “Обучение близких уходу за тяжело- больным пациентом” (A13.30.004).

Результаты опроса родственников пациентов с ОНМК

С целью выявления готовности к обеспечению ухода за тяжелобольным и определения потребности в обучении этому в первом квартале 2011 г. в неврологическом отделении для больных с нарушением мозгового кро- вообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска было проанкетировано 50 родственников и близких пациентов, требующих по состоянию здоровья постоянного или временного ухода.

Выяснилось, что в основном за пациентами ухаживают женщины – 38 чел. (76% респондентов) в возрасте от 18 до 77 лет (средний показатель состав- ляет 43,5 года). Социальный состав опрошенных представлен рабочими 18 чел. (36%), служащими – 11 чел. (22%), пенсионерами – 9 чел. (18%), домохозяйками 6 чел. (12%), инвалидами – 2 чел. (4%) и безработными – 2 чел (4%). Свой социальный статус отказались указать 2 чел. (4%). Уход своему супругу обеспечивали 22 респондента (44%), родителям – 12 чел. (24%), взрослым детям – 7 чел. (14%), другим родственникам – 8 чел. (16%), близкому другу – 1 чел. (2%).

На момент проведения исследования почти половина (40%) пациентов, близкие которых принимали участие в опросе, передвигались самостоя- тельно, 17 чел. (34%) могли перемещаться с помощью предметов и по- мощника, подвижность 9 чел. (18%) была ограничена кроватью и 4 чел. (8%) были полностью неподвижны.

При этом семеро больных (14%) обслуживали себя полностью, 33 чел. (66%) были способны к частичному самоуходу и 10 чел. (20%) нуждались в полном постороннем уходе. У 11 пациентов (22%) имелись нарушения целостности кожных покровов, 12 чел. (24%) не могли контролировать функции тазовых органов, 10 чел. (20%) не могли самостоятельно питаться.

При ответе на вопрос, как они оценивают свои знания по уходу, лишь 8 (16%) респондентов дали оценку “хорошо”, 14 (28%) – “удовлетворитель- но”. Основная же масса опрошенных 28 чел. (56%) сочли свои знания об уходе за тяжелобольными неудовлетворительными. При этом 18 (36%) опрошенных не пожелали улучшить свои навыки по уходу на специальных курсах и от обучения отказались, 32 чел. (64%) согласились посещать занятия по уходу за тяжелобольными.

Организация обучения родственников

На основании проведенного исследования был сделан вывод о назрев- шей необходимости организовать обучение родственников уходу за тяже- лобольными пациентами на базе неврологического отделения для больных с нарушением мозгового кровообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска. С этой целью в мае 2011 г. была разработана и внедрена в практическую деятельность программа (приложение 1), призванная помочь ухаживаю- щим грамотно осуществлять уход. Ее автор и разработчик – Н.Н. Тверди- кова, старшая медицинская сестра неврологического отделения для больных с нарушением мозгового кровообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска; научный руководитель проекта – М.Ю. Отмахова, заведующая кафедрой клинических дисциплин ГБОУ ВПО ОмГМА Минздравсоцраз- вития России; рецензенты – И.Н. Степанов, канд. мед. наук, ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии ОмГМА и Т.В. Ларькова, главная медицинская сестра БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска.

Программой предусмотрены консультации на тему, когда, как и с по- мощью каких средств необходимо осуществлять ежедневные гигиениче- ские процедуры, а также подбор индивидуальных эффективных методов профилактики образования пролежней, даны разъяснения о том, как из- бежать многих, на первый взгляд, невидимых ошибок в уходе.

На занятиях обучают принципам общего ухода, правилам применения специальных средств для этих целей, методам профилактики осложнений у больных с ОНМК, дезинфекции и контроля над изменением состояния здоровья пациента. Разработана карта наблюдения за пациентом в до- машних условиях (приложение 2), которую ведут ухаживающие самосто- ятельно для своевременной оценки динамики изменения его состояния, что позволяет на ранних этапах предотвращать развитие осложнений основного заболевания.

  • Приобретенные в результате обучения знания и навыки по уходу за тяжелобольными пациентами способствуют:
  • повышению качества жизни граждан, нуждающихся в уходе;
  • социально-бытовой адаптации тяжелобольных;
  • созданию благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, где проживает больной человек;
  • высвобождению времени родственников за счет оптимизации про- цесса ухода;
  • снижению потребности тяжелобольных в услугах стационарных уч- реждений здравоохранения и социального обслуживания.

Учебный кабинет, в котором проходят занятия с родственниками, осна- щен предметами ухода, демонстрационной техникой, дисками с видео- фильмами, методическими пособиями и памятками.

Для удобства посещения занятий обучающиеся выбрали вариант по- вторяющихся циклов занятий с фиксированным расписанием тематики уроков без привязки к конкретной группе. Каждый новый член группы может начать обучение с любого урока, который идет по расписанию. Это возможно благодаря тому, что на каждом уроке рассматривается само- стоятельная тема [4].

В конце каждого занятия для определения качества обучения проверя- ется усвоение полученных знаний в форме устного опроса в соответствии с программой обучения. Далее проводится обсуждение результатов. Ка- чество программного обучения оценивается путем анкетирования. По итогам уже проведенного анкетирования был выявлен высокий уровень полученных знаний более чем у 80% прошедших обучение.

Занятия в рамках гигиенического обучения и воспитания населения по профилактике заболеваний, сохранению, укреплению здоровья проводят три опытные медицинские сестры неврологического отделения для боль- ных с нарушением мозгового кровообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска. Это высококвалифицированные специалисты с хорошей теоре- тической и практической подготовкой, стажем работы в учреждениях здравоохранения не менее десяти лет, имеющие сертификаты по специ- альности “сестринское дело”, диплом о повышенном уровне образования, владеющие необходимыми навыками общения, знаниями нозологии за- болеваний, принципов ухода за пациентами и педагогики.

Организует и контролирует работу медицинских сестер в школе старшая медицинская сестра отделения. Своевременность проведения занятий, выполнение учебных программ и методик обучения также проверяют за- ведующий отделением, главная медицинская сестра и заместитель глав- ного врача по лечебной части. Они же проводят личные беседы с обуча- емыми и наблюдают за работой персонала.

Трудно переоценить роль медицинской сестры в формировании здо- рового образа жизни, обучении действиям по сохранению и укреплению здоровья и больных, и здоровых людей. Их самостоятельность и актив- ность в этой области способствуют повышению престижа профессии медицинской сестры и приводят к тому, что значительный профессио- нальный потенциал сестринского персонала используется в должной мере.

Программа обучения родственников уходу за тяжелобольными пациентами в условиях неврологического отделения МУЗ “ГКБСМП № 2”

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Понятие об инсульте. Обучение принципам помощи в экс- тренных ситуациях

Форма организации занятий – лекция (1 ч).

Теоретические знания:

  • сущность понятия “инсульт”, классификация инсульта;
  • основные причины развития заболевания;
  • осложнения;
  • неотложные состояния, их клинические проявления;
  • оказание помощи при развившемся неотложном состоянии.

Практические навыки:

  • определение неотложных состояний у пациента;
  • оказание первой доврачебной помощи при неотложном состоянии;
  • ведение карты наблюдения за пациентом.

Содержание учебного материала: анатомо-физиологические особен- ности мозгового кровообращения, строение головного мозга. Понятие “острое нарушение мозгового кровообращения”, классификация инсульта. Факторы риска развития заболевания. Последствия. Клинические про- явления неотложных состояний при инсульте и порядок оказания неот- ложной помощи. Форма ведения дневника показателей, используемых в оценке состояния пациента.

Тема 2. Организация ухода в домашних условиях. Безопасная среда

Форма организации занятий – лекция (1 ч).

Теоретические знания:

  • понятие инфекционной безопасности;
  • создание условий в доме для пациента, перенесшего инсульт;
  • оптимизация обслуживания и самообслуживания больного в домаш- них условиях.

Практические навыки:

  • мытье и антисептика рук ухаживающих;
  • использование средств по уходу за тяжелобольными.

Содержание учебного материала: понятие “инфекционная безопасность” при уходе за тяжелобольным, правила антисептики. Правила дезинфекции предметов ухода. Условия, которые должны быть созданы дома для паци- ента, перенесшего инсульт. Требование к оснащению комнаты, в которой он находится. Использование предметов ухода.

Тема 3. Уход за полостью рта, кормление пациента

Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).

Теоретические знания:

  • правила кормления пациента;
  • режим питания пациентов, перенесших инсульт;
  • особенности ухода за полостью рта.

Практические навыки:

  • техника кормления пациента;
  • обработка полости рта.

Содержание учебного материала: режим питания пациентов, перенес- ших инсульт. Особенности кормления тяжелобольного при нарушении функции глотания. Уход за зубами и полостью рта.

Тема 4. Общегигиенический уход, профилактика пролежней

Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).

Теоретические знания:

  • понятие “личная гигиена”;
  • уход за кожей, гигиенические и вспомогательные средства для ухода за кожей;
  • понятие “пролежни”, места их локализации и стадии развития;
  • внутренние и внешние факторы риска развития пролежней;
  • оценка риска возникновения пролежней: шкала Ватерлоу.

Практические навыки:

  • общее мытье больного;
  • профилактика пролежней. Перемещение пациента в постели. Поло- жение Симса, Фаулера;
  • уход за пролежневой язвой.

Содержание учебного материала: личная гигиена тяжелобольного (мы- тье тела, уход за волосами и ногтями). Применение современных средств ухода за кожей. Смена нательного и постельного белья. Методы переме- щения пациента в постели, использование поперечной простыни. Понятие “пролежни”. Места локализации. Стадии пролежней. Схема осмотра кож- ных покровов. Внутренние и внешние факторы риска развития пролежней. Оценка риска возникновения пролежней по шкале Ватерлоу. Основные принципы профилактики пролежней. Лечение пролежней.

Тема 5. Профилактика застойных явлений в легких. Чем опасна обездвиженность

Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).

Теоретические знания:

  • виды лечебно-охранительного режима;
  • профилактика пневмонии;
  • профилактика контрактур.

Практические навыки:

  • постуральный массаж грудной клетки;
  • дыхательная гимнастика при нарушении нормального дыхания и вен- тиляции легких;
  • применение пассивной гимнастики парализованных конечностей.

Содержание учебного материала: лечебно-охранительный режим. Про- филактика пневмонии у тяжелых лежачих пациентов с нарушением нор- мального дыхания и вентиляции легких. Массаж грудной клетки, включа- ющий переворачивание больного на живот и легкое постукивание снизу вверх по всей поверхности спины. Применение дыхательной гимнастики (надувание воздушных шариков). Применение пассивной гимнастики парализованных конечностей.

Тема 6. Уход за больными с нарушением мочеиспускания и дефекации

Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).

Теоретические знания:

  • анатомия и физиология мочевыделительной системы;
  • виды недержания мочи, причины и механизмы недержания мочи;
  • современные средства по уходу за людьми, страдающими недержа- нием мочи;
  • понятие “запор”.

Практические навыки:

  • туалет промежности;
  • техника смены подгузников.

Содержание учебного материала: ана- томо-физиологические особенности мочевыделительной системы. Понятие “недержания мочи”. Виды, причины и механизмы недержания. Современные средства по уходу за людьми, страдающими недержа- нием мочи. Алгоритм смены подгузников при недержании у тяжело- больного пациента. Уход за промежностью. Понятие “запор”.

Оснащение занятий

Учебно-методическая документация:

  • тематический план занятий;
  • методическое пособие для проведения занятий с презентациями;
  • алгоритмы оказания неотложной доврачебной помощи;
  • методическое пособие по уходу для родственников тяжелобольных пациентов;
  • памятки по уходу;
  • буклеты о средствах по уходу.

Учебно-наглядные пособия:

видеофильмы по уходу:

  • замена подгузников для взрослых;
  • мытье больного в постели;
  • кормление больного в постели;
  • смена положения тела в постели;
  • помощь больному при вставании с постели.

Презентации:

  • смена постельного белья тяжелобольному;
  • профилактика пролежней;
  • средства по уходу;
  • технические средства для передвижения.

Учебный кабинет оснащен компьютером.

Дата        
Время У Д В У Д В У Д В У Д В
1. Сознание Ясное                        
Нарушенное                        
2. Поведение Адекватное                        
Неадекватное                        
3. Наблюдение за динамическими показателями АД                        
Термометрия                        
Пульс                        
ЧДД                        
4. Кожные покровы  Чистые                        
Опрелости                        
5. Мочеиспускание Недержание мочи                        
Задержка мочи                        
Использование подгузников                        
6. Контроль функции кишечника  Самостоятельно                        
Непроизвольно                        
Задержка стула                        
Клизма                        
7. Гигиенический уход Мытье всего тела                        
Принятие ванны                        
Гигиена полости рта                        
Протирание кожи                        
8. Смена белья Нательного                        
Постельного                        
9. Аппетит Хороший                        
Плохой                        
10. Сон Нарушен                        
Не нарушен                        
11. Движения Активные                        
Пассивные                        
Вынужденные                        
12 Дополнительная информация                          

Список использованной литературы

  1. Гусев Е.И. Эпидемиология инсульта в России / Е.И. Гусев, В.И. Сквор- цова, Л.В. Стаховская // Невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова. Приложение “Инсульт”. 2003.
  2. Епифанов В.А. Реабилитация больных, перенесших инсульт. М.: МЕДпрес-информ, 2006. 256 с.
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н “Об ут- верждении Номенклатуры медицинских услуг”.
  4. Антонова О.В. Школа здоровья АГ // “В помощь практикующей ме- дицинской сестре” / Антонова О.В., Егорова Л.А., Макаров С.А., Власо- ва Н.И. Медицинский проспект, 2007. 64 с.

 

Если у вас есть вопросы по продукции, заполните форму